Плагиат в танцах: как украсть хореографию у Алексея Simba

Dance.ru продолжает серию статей "Плагиат в танцах" — независимые авторы представляют реальные случаи копирования идей, хореографий и даже целых мероприятий. На этот раз Эльвира Шигапова рассказывает о случае заимствования хореографии у команды Blow your mind.

«Эй! Это же мой танец! Какого черта?!». Наверное, это самое мягкое выражение, которое произносит хореограф, увидев в интернете или на каком-нибудь фестивале сворованную у него постановку. Он мучился над этим номером (не спал ночами, изводил близких, сто раз на дню прокручивая одну и ту же «музыкальную восьмерку», придумывал какие-то «фишки», переходы, «разводки»…), а кто-то запросто так взял и, грубо говоря, стырил. Насколько распространен в России плагиат в танцах? 

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ПЛАГИАТ В ТАНЦАХ. ШТЕП: КАК СВОРОВАТЬ И НЕ ЗАМЕТИТЬ?

Танец – это своего рода текст. Складывается он (так же, как и любое литературное произведение из слов) из набора позиций, шагов, базовых элементов и т.д. Понятно, что в каждом номере можно встретить движения, которые являются основой того или иного танцевального стиля. Но если кто-то повторяет целиком придуманную тобой комбинацию или последовательность движений, то это определенно может служить поводом для возмущения и подачи искового заявления в суд. 

«Хореографические произведения и пантомимы являются охраняемыми объектами авторских прав» (ст. 1259 Гражданского кодекса). 

Статья то в кодексе есть, только она, как говорят в таких случаях юристы «не рабочая». Танцоры, обнаружив копию своей хореографии или куска из нее, либо разбираются друг с другом кулуарно, либо замалчивают историю и обижаются про себя, либо придают огласке факт воровства и взывают к совести, как в свое время сделал известный в России и за ее пределами танцор и хореограф Алексей Simba. 



Та самая хореография в исполнении Blow your mind

Год назад Алексей вместе с топовыми хореографами страны Анастасией Чередниковой и Лейлой Багировой создал для команды «Blow Your Mind» (основателем и руководителем которой, кстати, он и является) уникальную постановку «8 чудо света». 

 

Номер поразил не только зрителей, но и автора песни "8 чудо света" Матвея (Мота), который позвал ребят завершить его сольный концерт данной постановкой. Особо полюбилась новинка «Blow Your Mind» и танцорам известного коллектива TODES (филиал "Олимпийский"). Они даже решили повторить её на своем концерте в Crocus City Hall. Единственная беда – забыли спросить разрешения у авторов.

 

Публика у команд разная и факт воровства можно было как-то утаить. Однако танцевальный мир всё-таки тесен, информация о плагиате быстро добралась до «Blow Your Mind». Ребята решили рассказать об этом неприятном факте общественности. После размещенного поста в соцсетях поднялся шум, и TODES был вынужден извиниться. 

Судя по тому, что нам рассказал об этой ситуации Алексей Simba, конфликт хоть и сошел на нет, но осадок всё равно остался.

— Сейчас огромное изобилие всего в мире танца. Для того, чтобы прыгнуть выше головы, нужно быть индивидуально подкованным, а с этим у некоторых есть сложности. Поэтому я не могу сказать, что я как-то плохо или хорошо отношусь к копированию. Каждый в праве сам решать, что ему делать. Я лишь улыбнусь в очередной раз, при виде какого-то плагиата. Единственное, мне не нравится, когда трогают мои работы. Хорео ли это, или же целый номер, как это было в прошлом сезоне… Я, наверное, как и многие очень тонко и ранимо подхожу к каждой работе, которая по своему для меня что-то значит. А когда я вижу "это" (без какого-либо моего уведомления) само собой происходит взрыв!

Пост-призыв от команды Blow your mind

— Известны ли тебе еще какие-то случаи так называемого «танцевального воровства»?

— Ну, примеров на самом деле очень много и в России, и в Америке, и в Европе. Никаких имён называть не буду, скажу лишь, что второй раз колесо уже не изобретёшь. И, если в мире танца появляется что-то очень крутое и оно моментально становится популярным (как, например, Royal Family под руководством Пэррис Гобель), то большинство команд со всего мира будут стараться делать что- то похожее, а глядишь и вообще не стесняться брать фишки, формейшены, музыку и т.д.

Для Европы это совершенно нормально. Там все команды подражают либо Роял, либо Хукис. В России всё то же самое, за исключением одного – у нас очень много, мягко говоря, низкопробной работы. При этом команды и руководители, которые ее показывают, считают, что они на верном пути и сильно удивляются, когда видят себя последними в списках.

— Твой совет этим ребятам

— Хочется пожелать всем, и себе в том числе, всегда делать что-то новое, интересное, непохожее ни на что, и ни на кого. Я понимаю, порой это очень сложно, поэтому главное — оставаться собой, развиваться, уважать друг друга и тем самым делать огромный вклад в развитие танцевальной индустрии в России, которая в этом очень нуждается.

Мы присоединяемся к словам Алексея и призываем наших читателей сообщать об известных фактах плагиата. Ведь только оглаской можно хоть как-то бороться с этим явлением. Донесем до общественности — если у вас есть, о чем рассказать, пишите смело нам в социальных сетях или на почту friends@dance.ru.

А в завершении хотелось бы вспомнить советы известного хореографа, в прошлом успешной балерины Мэри Эллен Хант, которая рассказала журналистам газеты San Francisco Chronicle: как самому не стать воришкой?

Если Вас вдохновил чей-то танец на создание подражания, задайте себе следующие пять вопросов, чтобы подражание не превратилось в плагиат:

1. Если вы заимствуете комбинацию целиком, сколько в ней движений? Не слишком ли она длинная для копирования?

2. Сколько схожих с оригиналом комбинаций в вашей работе?

3. Являются ли связки между движениями уникальными?

4. Отличаются ли рисунки, расположение танцоров?

5. Если объективно взглянуть на Ваш танец, можно назвать его плагиатом, или Вы продемонстрировали новое прочтение, свежий взгляд на эту тему?

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции.

.