28 октября в Государственном Кремлевском дворце прошел чемпионат мира по европейским танцам среди профессионалов. Турнир состоялся при поддержке Генерального партнера — «Газпромбанк» (АО), официального партнера — Авиакомпания NordStar.
Организатор Чемпионата 2017 заслуженный деятель искусств России, президент Российского танцевального союза, почетный вице-президент WDC Станислав Попов рассказал нашему порталу об особенностях европейской программы и ее исполнителей, о самых интересных и самобытных дуэтах, оставшихся за бортом финала, об одной из наиболее ярких национальных школ бального танца и ее представителях и о многом другом.
Об удивительных качествах исполнителей европейской программы
Представители европейского направления бальных танцев всегда более строги. Это отражается не только на костюмах и внешнем облике. У них в большей степени развивается логическое мышление. Они более структурированы, более корректны. Это не про «хорошее поведение», а про культуру речи, выражения своих мыслей. Классическая программа, которой они занимаются, действительно накладывает свой отпечаток. Латиноамериканские танцы более спонтанны. Там есть школа, очень серьезная и огромная работа над техникой. Но «латина» по своему характеру более эмоциональна, более импульсивна, более темпераментна. Поэтому танцоры латиноамериканского танца не столь «строги», как европейские танцоры. Я имею в виду, опять-таки, не их «воспитание», а их способ выражения индивидуальности в обществе и в танце.
Об итальянской школе бального танца
Итальянская школа европейского танца заявила о себе около 20 лет назад, когда появились такие замечательные танцевальные дуэты как Аугусто Скьяво и Катарина Арзентон. Кстати, Катарина приезжала на этот чемпионат в качестве зрителя и наблюдала за выступлениями своих учеников. Затем были Лука и Лорейн Барикки, еще одни чемпионы мира среди любителей и призеры чемпионатов мира среди профессионалов. Это пары, которые привнесли очень экспрессивный и эмоциональный стиль исполнения в европейскую программу. Потом эту же составляющую в европейской программе усилили такие дуэты как Массимо Джорджиани и Алессия Манфредини, Уильям Пино и Алессандра Буччиарелли. Это танцоры в какой-то степени физически антиподы тем, о которых я сказал раньше. Они не такого высокого роста, но потрясающе динамичны, страстны. Они заполняют всё пространство паркета своей индивидуальностью. Итальянские дуэты сделали европейский танец более экспрессивным и чувственным. В какой-то степени танцоры из Италии продолжают эту линию и сейчас. Хотя, нельзя сказать, что, допустим, финалисты чемпионата мира 2017 Валерио Колантони и Моника Нигро очень экспрессивны. Валерио по своему характеру вообще очень спокойный человек, а вместе они — удивительно красивая пара. Они постоянные участники всех последних финалов на чемпионатах мира и призеры чемпионатов Европы. Утонченный, элегантный стиль исполнения европейских танцев этой пары можно сравнить с тем, что в вокальном искусстве называется итальянским бельканто, то есть с виртуозным исполнением, где техника отточена до мельчайших деталей.
Напомню, Валерио Колантони в предыдущие годы, около 4-5 лет, танцевал с Юлией Спесивцевой. Они представляли Россию и заняли второе место на чемпионате Европы 2012 года, который мы проводили в Москве в Кремле. Победителями тогда были представители Великобритании Андреа Гиджарелли и Сара Андракио-Гиджарелли, тоже, кстати, итальянцы, если говорить об итальянском стиле. С тех пор как они стали представлять на турнирах Великобританию, они не уходят с пьедесталов, были уже многократными чемпионами Европы и уступают только американским дуэтам. И на этом чемпионате, заняв третье место, в некоторых танцах дэут из Великобритании составил очень острую конкуренцию серебряным призерам Виктору Фангу и Анастасии Муравьевой. Андреа и Сара продемонстрировали как раз те черты очень музыкального, экспрессивного и динамичного европейского танца, который характерен для итальянцев.
О ярких дуэтах, выступавших в полуфинале
Наш дуэт Александр Жиратков и Ирина Новожилова вышли в финал и заняли шестое место. Еще у нас были две российские пары в полуфинале. Станислав Зелянин и Ирина Черепанова очень стабильно выступают в последние годы. Они уже были полуфиналистами чемпионатов мира, Блэкпульского фестиваля, и в этом году вышли в полуфинал на International. Они танцевали в финалах Азиатского тура и чемпионата Европы. Очень перспективная пара с великолепной техникой, над которой они продолжают работать. Станислав и Ирина обладают очень высокой психологической устойчивостью. Самое главное, я вижу в них, что они очень реально относятся к любым трудностям, которые могут возникать на их пути. Иногда могут быть разочарования. Бывает, что пары сильно переживают свои неуспехи, а они нередко, конечно, случаются. Но я замечаю, что у Станислава и Ирины есть очень хорошее качество, они абсолютно реально оценивают свои результаты и правильно к ним относятся, делая из них верные выводы. И если эти результаты, допустим, не соответствуют их ожиданиям, они не разрешают себе приходить в отчаяние. Видимо, они прекрасно знают этот девиз: «Если ты хочешь быть чемпионом, будь им!» И следуют ему. Никто не сделает тебя чемпионом, если ты сам этого не хочешь. И здесь, конечно, вот эта психологическая составляющая очень важна.
Очень стабильно стала выглядеть еще одна российская пара — Сергей Сутырин и Наталья Сажина. Они уже в прошлом году стали полуфиналистами чемпионата мира, который проходил в Блэкпуле, в Великобритании. Тогда для многих это было определенным открытием. Не ожидали от них такого сильного выступления. Это была сенсация. И мне очень приятно, что в этом году этот дуэт выступал очень стабильно целый сезон, и подтвердил свое звание полуфиналиста. Я хочу заметить, что это не потому что чемпионат 2017 проходил в России. Просто Сергей и Наталья уже заняли определенные позиции. Каждая пара, стабильно выступая на крупнейших турнирах, завоевывает свой авторитет. Есть определенный рейтинг танцевальных пар, и Сергей Сутырин с Натальей Сажиной закрепились уже там как возможные полуфиналисты. И здесь в Кремле они это подтвердили.
Хочу еще сказать о представителях Польши. Сергиу и Дорота Русу только год назад стали профессионалами, а на этом чемпионате заняли седьмое место, сразу за финалом. В течение последних лет Сергиу и Дорота, выступая на всех крупнейших любительских турнирах, были безоговорочными лидерами. Думая о перспективе, нужно учитывать то, что эти танцоры совсем недавно стали профессионалами. Они молоды, красивы, и, кончено, у них огромный потенциал. Я думаю, что у нас есть все основания видеть в этой польской паре, может через 3-4 года, реальных кандидатов на титул чемпионов если не мира, то Европы, по крайней мере. Хотя дуэт Русу может претендовать и на высокие позиции на Чемпионате мира. И здесь, я думаю, продолжится их конкуренция и с нашими ведущими танцорами. Но могу напомнить, что польский дуэт уже побеждал наши лучшие танцевальные пары в прошлом и позапрошлом сезоне. Сергиу и Дорота ворвались очень стремительно на профессиональный паркет. Так что, если бы финал был чуть шире, у них, бесспорно, были бы шансы стать финалистами.
Среди других полуфиналистов могу отметить еще одну пару из Польши — Лукаш и Александра Томчак. Высокие танцоры. Рост Лукаша около 1.9 метра. Очень элегантные, стильные и изящные. С отличным стилем и великолепным музыкальным движением. Они также впервые в полуфинале. И это очень сильная заявка Польши в лице этих двух талантливых дуэтов.
Я хотел бы еще упомянуть японскую танцевальную пару Го Хашимото и Кейко Онда. Они уже были полуфиналистами чемпионата мира и подтвердили свой высокий уровень. Это лучший азиатский танцевальный дуэт, лучший дуэт Японии, победитель азиатских чемпионатов. Эта пара уже давно выступает на турнирах. Элегантные и красивые. Японские танцоры в европейской и латиноамериканской программах вообще традиционно очень сильны. Япония на протяжении многих лет была одним из мировых лидеров в спортивном танце. Было время, когда в финале чемпионатов мира в 80-е годы танцевали две пары: Исао Накагава и его супруга Эйко Накагава и дуэт Томми и Черри Сакурамото. В 80-х годах эти два японских дуэта неизменно были в финале. Один раз в 1981 году, вместо супругов Накагава вперед вышли другие танцоры из Японии Чу и Сюзи Танака и тоже стали финалистами. Можно вспомнить 70-е годы. Тогда в финалах турниров по латиноамериканским танцам были две японские пары — Хиротада и Йоко Тори, и Тецуо и Момо Кезука. Это был рассвет японского танца. Эти пары своими успехами способствовали очень активному развитию бального танца в Японии. На сегодняшний день эта страна представляет, наверное, самое большое количество профессиональных пар, огромный отряд любителей и самое большое число лицензированных судей в WDC. Япония — очень важная страна в танцевальном спорте, член Всемирного танцевального совета. Прекрасные традиции Страны восходящего солнца сейчас продолжают Го Хашимото и Кейко Онда. Но, к сожалению, пока они только на уровне полуфинала. А если говорить о латиноамериканских танцах, то здесь на данный момент особого успеха у японских пар нет.
Среди полуфиналистов, конечно, нужно отметить Эльдара Джафарова и Анну Сажину из Азербайждана. Они весьма позитивны в своем творчестве. Очень красивый дуэт, очень артистичный, очень музыкальный и очень высокохудожественный. Думаю, здесь сказывается и то, что у них великолепные показательные выступления. Эльдар и Анна принимали участие во многих наших событиях. В проекте «Звездный дуэт» у нас в Кремле, который я вел неоднократно. Они выступали в танцевально-театральной программе «Танец любви», постановщиком которой был Талят Тарсинов. И развитие этой художественности сказалось и на их конкурсном танце.
«Мне было очень приятно вместе с Анжеликой Эланж открыть второе танцевальное отделение песней»
В развлекательной части программы у нас были великолепные номера. Один из них зрители уже видели. Семь лет назад Арсен Агамалян и Оксана Васильева создали великолепный номер памяти Владимира Высоцкого, который называется «Бесы». Тогда они сильно переживали, площадка Кремлевского дворца была для них, не то что тревожной, но тем местом, которое требует от исполнителя очень многого. Там непросто танцевать, особенно, когда ты первый раз выходишь. Там очень требовательный зритель. Тем не менее, они блестяще тогда исполнили этот номер. За прошедшие с того выступления годы Арсен и Оксана стали ведущей парой планеты в латиноамериканском шоу. Они дважды чемпионы мира, четырехкратные чемпионы Европы. У Арсена великолепный опыт. Он выпускник ГИТИСа, владеет актерским мастерством и абсолютно профессионален в постановках. Совсем недавно мы делали спектакль памяти Юрия Любимова, посвященный 100-летнему юбилею режиссера. Это было в Музее Москвы. Два великолепных выступления при полном аншлаге. И продюсером, и режиссером этого танцевального спектакля был Арсен Агамалян. Я вел эту программу. И там Арсен танцевал свои номера и читал потрясающее стихотворение «Холмы» Иосифа Бродского. Это большое произведение. И то, как он это делал, как артист, было абсолютно уникально. Свои творческие возможности он воплотил и в танце.
Арсен и Оксана обладают наиболее сильной среди их коллег и конкурентов актерской экспрессией и эмоциональностью. И когда они представили своих «Бесов» в этот раз, это было абсолютно потрясающе! И публика это почувствовала и с восторгом приняла их номер.
Мы очень рады были, что вновь в нашей программе принимала участие замечательная певица, профессор, заведующая кафедрой эстрадного вокала Университета современного искусства Марина Палома с новыми песнями, которые она подготовила к этому выступлению. Мне было очень приятно вместе с Анжеликой Эланж открыть второе танцевальное отделение песней «Strangers in the Night». Это был живой звук, никаких фонограмм. Это Кремлевский дворец, огромная ответственность.
Когда-то, когда Георгий Мушеев предложил мне петь, я сказал: «Георгий, я люблю петь, я пою, но я должен быть уверен, что мне не будет стыдно за мой вокал. В противном случае я никогда не буду этого делать». Георгий меня поддержал, и мы с ним много работали. Ну и вот сейчас это был первый совместный дуэт с Анжеликой. Анжелика затем великолепно исполнила композицию «Кабаре». Взрослая песня, сильная в музыкальном, эмоциональном, артистическом плане. И Анжелика в свои 14 лет замечательно ее исполнила. Но до этого она еще раньше предстала перед публикой, когда на паркете была постоянная гостья наших событий, представитель движения ProAm Вера Фарутшняк со своим партнером Лукой Тонелло, и восемью танцорами Российского танцевального союза. Они подарили прекрасную композицию «Красавица и чудовище». Танцоры поднимали Веру на высокий подиум, выносили на паркет. И она нас пригласила в сказку. А Анжелика пела в этом номере. Вот такое живое исполнение и танец стали приятным и достойным украшением вечера.
Об интересе СМИ к событию
Необходимо добавить, что к нам приехало очень большое количество болельщиков. Из Великобритании, Германии, Нидерландов, Японии, Польши, Италии. Это было замечательно. К нам приехала целая группа японцев, 8 человек, которые заказали свои билеты еще год назад. А сейчас они уже сделали заказ на следующий чемпионат мира. Нам очень приятно, что у нас было около 50 аккредитованных журналистов, представителей различных СМИ, в том числе ведущих, и из нашей страны и зарубежные издания из Польши, из Японии. Нам было очень приятно, что свои новостные трансляции с Кремлевского паркета вели несколько каналов: Матч ТВ, Russia Today, телеканал «МИР», Восьмой канал. Это все способствует популяризации бальных танцев, и потому очень нас радует. Люди все больше и больше узнают об этих событиях, об их красоте. И это хорошо.
Ну а теперь нас ждет трансляция этого Чемпионата на «Матч ТВ» в самое ближайшее время, а также на тематических каналах «Матч ТВ». Поэтому всех, кто не смог посмотреть чемпионат мира живьем, мы предлагаем посмотреть его в телевизионной версии. А также я приглашаю всех поклонников танца на мой юбилей 17 декабря.
В зале конгрессов «Центра международной торговли» на Пресне будет празднование моего юбилея, премьера фильма «Танцуйте и будьте счастливы», созданного в партнерстве с первым федеральным порталом о танцах Dance.ru, выступление лучших российских и зарубежных танцевальных пар. Буду ждать гостей. Приходите!